2.4. Теории индустриализма и
постиндустриализма как теории технологического прогресса
Эволюционный подход к
историческому процессу, фиксирующий прохождение
обществом
определенных стадий цивилизационного развития, стал основным в
концепциях индустриализации и модернизации, преемственных по
отношению к теоретическим системам, созданным Сен-Симоном, О.
Контом, Э. Дюркгеймом, К. Марксом. Теория индустриализма, как
известно, была сформулирована Р. К. Ф. Ароном и У. Ростоу.
Здесь развитие социальной сферы рассматривалось как обусловленное
развитием промышленности, а рыночная экономика, демократическое
политическое устройство, личностная свобода, которые были рождены
культурой модерна, рассматривались как универсальные и без
затруднений транспортирующиеся в любую социальную систему,
находящуюся на аналогичном этапе развития. В постиндустриальных и
информационных концепциях, представленных Е. Масудой, Дж. Нейсбитом,
Дж. Бенингером, Т. Стоуньером, М. Маклюэном, Э. Тоффлером, М.
Кастельсом, развитие производства как такового в качестве ориентира
социального развития не задается. Но «технологический оптимизм» в
них, безусловно, доминирует, а в качестве основных критериев
прогресса выступает возрастание скорости внедрения инноваций,
увеличение объема и скорости коммуникации.
Несмотря на то что в постиндустриальных концепциях
технологический
прогресс выступает лишь как условие развития человека, ориентация
именно на технологическую сферу позволяет рассматривать историю как
имеющую векторную направленность. Обоснование Д. Беллом
существования доиндустриального, индустриального и
постиндустриального общества, С. Лэшем и С. Круком -
предмодернистского, модернистского и постмодернистского этапов
социального развития, А. Тоффлером - «первой», «второй» и «третьей»
волны, П. Дракером - капиталистического и посткапиталистического
общества, Р. Инглегартом - модернизации и постмодернизации, по
существу, означает построение комплексной теории общественной
эволюции, теории прогресса.
Итак, идея прогресса и объективности его развития является продуктом
эпохи Просвещения. Прогресс - причем по преимуществу технологический
прогресс - как ценность осознается в границах единственной, и потому
уникальной, достаточно молодой и интенсивно развивающейся
европейской цивилизации, выработавшей такую специфическую черту, как
технологический оптимизм. Это осознание ценности прогресса стало
своеобразным мировоззренческим переломом, который, по-видимому, и
послужил защитой от свойственных позднему Средневековью пессимизма и
безнадежности, а также стал психологической компенсацией различных
скрытых фобий и способствовал преодолению катастрофического
мироощущения. Возможно, эта специфическая аксиологическая система
европейской культуры, где в качестве ценностнообразующей выступала
ценность нового, в совокупности с протестантской
идеологией и
привела к таким ее особенностям, как динамизм, новационность и
технологичность.
В границах же тех общественных систем, которые были ориентированы на
воспроизведение однажды заданных образцов деятельности, технические
нововведения не подвергались сакрализации как условие перехода к
качественно иному, более совершенному состоянию, и эти культурные
миры развивались по иному историческому сценарию. К примеру, так
было в Китае, где уже к XIV в. сложились технологические и
экономические предпосылки для промышленной революции, однако
отсутствие стремления к новациям как обладающим культурной ценностью
не привело к формированию тех качеств, которые стали доминирующими в
европейской цивилизации.
Именно в рамках новоевропейской системы они обретают тот смысл и то
ценностное содержание, которое воплощается в принципах
гуманизма,
историзма и рационализма. И не случайно, что именно в границах
европейской системы данная модель изначально представлялась чуть ли
не единственной универсальной теорией для объяснения социокультурных
процессов. Прогрессистская концепция истории предполагает развитие
общества к идеальной универсальной цивилизации, основанной на разуме
и гуманизме.
Признание безусловности прогресса сочетается в этих концепциях с
многообразными его трактовками, где прогресс рассматривается:
¨ как переход от менее совершенного к более совершенному социальному
устройству;
¨ торжество науки, воплотившейся в индустриальном и
постиндустриальном обществе в качестве конечной стадии
эволюции;
¨ закономерное движение от одной общественно-экономической формации
к другой, как оптимизация способов адаптации общества к изменяющимся
условиям.
В качестве основного фактора прогресса признается и полнота
самоосуществления человека в культуре.
Антипрогрессистские же устремления были рождены кризисом европейской
культуры рубежа XIX-XX вв. и в известном смысле противостояли
оптимистическим взглядам приверженцев идеологии Просвещения.
Внимание не столько к социальной организации общества и его
технологическому развитию, сколько к его духовной составляющей
соответствовало пониманию невозможности развития всех социальных
организмов по единому историческому сценарию, итогом которого станет
единая цивилизация.