2.2. Культурная антропология:
эволюционизм как основополагающий принцип
Восприятие истории как
прогрессирующего развития общества, выработанное философами
французского Просвещения, в полной мере нашло отражение в
позитивизме. А. де Сен-Симон и О. Конт под прогрессом понимали
движение к определенной цели на основе интеллектуального развития и
морального совершенства, которые во всей полноте могут проявиться в
«позитивной эпохе» как основной цели развития общества. Ее
отличительными чертами выступят ярко выраженный
рационализм и
торжество науки, а также доминирование промышленного производства,
проявляющееся в том влиянии, которое оказывает индустрия на развитие
общества. Философы считали, что это прогрессивное развитие
универсально, и оно неизбежно выступит как фактор объединения
человечества, и в первую очередь Европы.
Исторический оптимизм характерен и для модели, представленной
классическим марксизмом, в рамках которого процесс исторического
развития связывался с совершенствованием производительных сил и
оптимизацией производственных отношений. Трактуя
материальное
производство как определяющее по отношению к духовному, где «на
«духе» с самого начала лежит проклятие быть «отягощенным»
материей», марксизм тем не менее не признавал линейной зависимости
«духа» от «материи», где «экономический момент» не является
«единственно определяющим моментом», а, к примеру,
искусство в
определенных периодах своего развития и даже расцвета отнюдь не
совпадает с развитием его материальной основы. Поскольку в
марксисткой концепции экономическая и социальная сферы выступали в
качестве доминантных, постольку в качестве основных признаков
прогресса рассматривалось развитие преобразующей человеческой
деятельности, направленной на экономические и социальные отношения и
на самого человека.
Объяснительный потенциал прогрессистских концепций был столь высок,
что эволюционизм стал основополагающим принципом (по крайней мере, в
период между 1860-1895 гг.) большинства научных теорий и был сразу
принят в качестве методологии окончательно сложившейся в последней
четверти XIX в. культурной антропологии. Весьма примечательно, что
европейский эволюционный подход становится здесь основным
методологическим принципом, позволяющим раскрыть особенности и
закономерности развития не только неевропейских народов, но народов,
находящихся на доцивилизационных этапах своего развития. Подобный
подход к анализу примитивных обществ было вполне закономерным, так
как вплоть до начала XX в. первобытная культура рассматривалась
сквозь призму европейских представлений о необратимости
социокультурных изменений и оценивалась в соответствии с принятыми
здесь критериями. Естественно, что гуманистический пафос был
одновременно и пафосом развития, прогресса, и эта установка в конце
XIX в., когда не была еще обоснована концепция нелинейного времени,
выступала как основополагающая.
С точки зрения эволюционистов, в процессе адаптации
социальные
системы испытывают необратимые изменения и непрерывно усложняются,
т. е. культура реагирует на необходимость выполнения новых функций
формированием новых специфичных приспособлений (структур).
Отметим, что не все культурантропологи стояли на позициях
эволюционизма. В начале XX в. в англоамериканской
антропологии
господствовала позиция Ф. Боаса, который отстаивал уникальность
культурных систем и невозможность их объединения в линейную схему.
Однако в 30-е гг. доверие к эволюционным системам было возвращено.
Этому способствовали работы Л. Уайта, а затем - работы по социальной
эволюции антропологов М. Харриса, Р. Карнейро, а также в
исследованиях социологов Г. Ленски и Т. Парсонса, последний из
которых для объективного анализа динамики социокультурного
прогресса
разработал шкалу критериев «эволюционных» универсалий.
С точки зрения эволюционистов, основные механизмы культурного
приспособления социальной системы к окружению заложены в ее
«культурном ядре», к которому относятся институты, технологии и
социокультурные сферы, имеющие непосредственное отношение к
производству и распределению средств существования. Именно эти сферы
испытывают постоянные структурные изменения на пути их усложнения и
дифференциации. Таким образом, несмотря на признание неравномерности
развития, видные представители этого направления - и Л. Морган, и Э.
Тайлор, и Дж. Фрэзер, и Г. Спенсер - тем не менее продемонстрировали
определенную ориентацию на некий идеальный проект истории, который
заключается в неизбежном и закономерном движении социальных систем
по пути от дикости через варварство к цивилизации. Это движение и
выступает в качестве идеальной модели эволюционного процесса,
обеспечивающей возможность концептуального соотнесения эмпирических
фактов.
Конечно, то совершенно особое переживание времени, определяемое
идеей прогрессирующего развития, которое было свойственно
Просвещению и которое доминировало в европейской культуре вплоть до
середины XX в., сочеталось с иным его восприятием, восходящим к идее
циклического возвращения.