.

 

 

 

 

 

6.3. Экранная культура


        ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА - культура, базирующаяся на микропроцессорной информационной технологии; порожденный компьютерной революцией принципиально новый тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменная речь, а "электронная книга", "Экранная речь". Для Э. к. характерна экранная форма общения людей (свободный вход в мир информации), экранное мышление (строгая логика, быстрота, гибкость, реактивность. образность), экранная система обучения и управления. Э. к. - культура будущего.

        Невозможно представить себе современную цивилизацию вне экранной культуры, приобретающей все большее распространение в связи с возможностями современных средств массовой коммуникации, внедрение которых способствует динамичному развитию всех сфер культуры и образования.

         Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. На смену логоцентристскому пришел новый тип культурно-информационного пространства, где нейтральное место принадлежит визуальному образу.

         Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности. Возможность дистанционной трансляции информации усиливает эти характерные черты экранной культуры.

         Одной из первых ее форм был кинематограф. От кино первоначально ожидалось создание универсального языка и способа межкультурной коммуникации, понятного всем народам. В частности, о кинематографе, который вернет человечество в состояние “до вавилонского столпотворения и смешения языков”, будет общим для различных культур и народов, мечтал американский режиссер Гриффит. Но на смену “великого немого” пришло звуковое кино, национальные языки стали его составной частью. И стало очевидным, что произведения киноискусства неизбежно несут в себе печать национальных культур и идеологий. Национальные мифы и архетипы составили саму суть звукового кинематографа, воплотившего их в доступной для массовой аудитории форме. Итак, несмотря на то, что первоначально кинематограф осознавался самими создателями как средство, позволявшее документально фиксировать объективную реальность, а не интерпретацию и оценку, кинематографу не удалось вернуться “к вещам как таковым” (Э. Гуссерль) и тем самым воплотить в жизнь вечное желание людей понять, что же было “на самом деле”. Хотя такая возможность казалась легко достижимой.

       Вместо этого в экранной кинематографеской культуре нашли воплощение национальные мифы, мировоззренческие проекты, переустройства мира. Так, в советской России одним из базовых мифов стал миф о построении нового совершенного мира. Американский кинематограф, Голливуд предстал как “фабрика грез”, а в нацистской Германии гражданам навязывался миф “великой нации”.

         В то же время за столетие существования кино был накоплен чрезвычайно важный эстетический опыт, а многие фильмы разных стран составили золотой фонд мирового кинематографа. Образы, созданные великими кинорежиссерами, и сегодня вызывают неизменное восхищение и являются неотъемлемой составляющей современной культуры.

        Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре для 90% населения России. Но, к великому сожалению, качество телевизионных передач не всегда находится на должном уровне. Некоторые передачи несут откровенно коммерческую природу, создают новые мифы и культовые фигуры, представляемые как сверхзначимые. Это стало характерными чертами телевизионной части экранной культуры.

       И все же телевидение — это наша повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую “массовую культуру”, информацию обо всем и для всех, сближая во времени и пространстве разобщенных людей, превращая современную цивилизацию в “глобальную деревню”. (М. Маклюэн). Идеи и образы, транслируемые через телеэкран, присутствуют в культуре как готовые формулы и стереотипы представлений, обеспечивающие основу общения людей из разных стран, разных социальных слоев, разных поколений.

       Телевидение, на наш взгляд, недостаточно вбирает в себя положительный эстетический опыт, накопленный за многие годы кинематографом. Агрессия, насилие, запугивание, национализм “потоками” льющиеся с телеэкрана, — эти примитивные способы воздействия замещают поиск более сложных эстетических решений. Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения.

      Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время также будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации.

        Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается. Вместе они составляют современную экранную культуру, расширяющую возможности современного человека в освоении окружения, в расширении сферы жизненного опыта.

       Но вернемся к книге. Трудно удержаться и не разделить вместе с У. Эко восхищение самым гениальным изобретением человечества — изобретением алфавита, с помощью которого возможно порождение бесконечного числа текстов, книг, определивших судьбу человечества. Первоначально именно книга сыграла большую роль в универсализации освоения культуры. Ее создание было революционным шагом к глобализации знаний о мире, во многом благодаря тому, что появилась возможность пространственного и временного перемещения письменной информации, заключенных в книгах.

        Особенно широкое распространение такая информация получила с изобретением книгопечатания, что повлекло за собой изменение в миропонимании человека, в ценностях культуры. Книжная культура, как производная человеческого интеллекта, в свою очередь, привела к расширению горизонтов познания, к накоплению и крупномасштабному обмену культурными образцами, ценностями, эталонами, стала цивилизующим фактором для всех народов и стран. В то же время большую роль сыграла книга в семейном воспитании и образовании, в формировании семейной культуры, сплочении семьи.

      С появлением компьютеров в среде интеллигенции, особенно технической, стало крепнуть мнение об исчерпанности резервов книжной культуры. Книги громоздки, для их размещения библиотекам требуется большое пространство. CD же компактны, способны вместить в себя огромное количество информации и легко доступны для пользователя, которому теперь нужно меньше времени на поиск необходимой информации. И все же связь с книжной культурой продолжает здесь сохраняться.

       Известный ученый и писатель Умберто Эко отмечает: “… компьютеры — это орудие для производства и переработки образов. Но также и очевидно, что старые компьютеры рождались как орудие письменности, а не зрительного ряда: по экрану ползли слова и строки, пользователь должен был читать… Если телевидение — это мир, явленный в образах, то дисплей — универсальная книга, где мир явлен в словах и разделен на страницах”. С развитием технического прогресса функции книги вобрала в себя компьютерная сеть, Интернет, с интерактивным способом создания и распространения новых культурных текстов. Философ В. Межуев отмечает: “Книга в форме экрана объединяет в одном лице читателя, писателя и издателя (трех классических персонажей эпохи книгопечатания), совмещает их в разных пропорциях при отсутствии и без посредства внешнего редактора” .

        Мы полагаем, что развитие экранной культуры не уничтожает преимуществ книги. Она расчитана на спокойное и вдумчивое чтение, на получение эстетического удовольствия не только от содержания, но и от оформления произведений классической литературы, томика любимых стихов, увлекательного детектива или фантастики. Отметим также, что для серьезной интеллектуальной работы сегодня нужны не только компьютеры, но в первую очередь книги, где содержится подавляющая часть культурной информации, особенно когда речь идет о прошлом. К сожалению, Россия, традиционно усматривавшая в книге источник знаний, страна, издававшая на протяжении пятидесяти лет 75% всех мировых научных публикаций, утрачивает свои позиции. Она больше не упоминается в мировой статистике среди стран с высоким уровнем развития науки и технологий а, следовательно, с обширным объемом соответствующей литературы.

        Россия не смогла без потерь выйти на новый виток исторического развития, хотя за многие годы кропотливого труда российскими учеными был накоплен позитивный опыт в развитии наукоемких технологий и научной мысли, а наша система образования признана одной из лучших в мире. Книги сохранили этот опыт, и сегодня к нему следует обращаться снова и снова, чтобы компенсировать эти потери.

        Культура перегружена сегодня экранной информацией. Печатное слово отступает под напором видеоряда, визуальный образ, а не слово, стал носителем идеологии. Манипулятивная мощь экранной культуры еще при ее зарождении была отмечена многими отечественными и зарубежными исследователями. Как отражается на общественном сознании переход к такой “конкретной” культуре? Не является ли она угрозой способности к абстрактному мышлению, к обобщениям? Не становятся ли уже готовые “сфабрикованные” образы, стереотипы, мешающими видеть происходящие вокруг реальные изменения?

        Безусловно, опасность такого рода имеется. В связи с экранной революцией коренным образом изменяется сознание современного человека. Постиндустриальная цивилизация, переживающая системный кризис в социально-политической, экономической, экологической и др. сферах, в то же самое время характеризуется наступлением своего рода “новой иррациональности”, возвращением к до-рациональным формам мироощущения. В частности, речь идет о таких явлениях, как магический ренессанс, неомифологизм, мистицизм. Мировидение человека экранной культуры очевидным образом соотносимо с мифологическим, но в обратном порядке: не природа осваивается, становится культурой, а культурные, искусственные объекты воспринимаются как природные, естественные.

        Но, с другой стороны, прогресс человечества связан, на наш взгляд, не со сдерживанием распространения экранной культуры и насильственным насаждением письменной, книжной. Нужно их разумное, сочетание. Экранная культура способна многократно усиливать возможности книжной. Компьютерная грамотность расширяет рамки доступа к любой литературе, раскрывает новые перспективы для развития образования и глобализации информационной культуры, позволяет современному человеку достойно отвечать на исторические вызовы времени, обусловленные предельной сложностью и динамизмом современной цивилизации. Она сочетает в себе универсальные и национальные, мультикультурные и собственно традиционалистские идеи, которые могут быть постигнуты только при владении языками двух культур: книжной и экранной.

        “Средний” человек находится под мощным воздействием средств массовой информации. Масс-медиа фактически превращаются в четвертую власть, кардинальным образом влияющую на все мировое сообщество в условиях глобализации. Развитые страны получают большую возможность воздействия на культуры других стран. Неравноценность культурного обмена между развитыми и развивающимися странами становится все более очевидной, вплоть до нарушения политического суверенитета. В этих условиях перед Россией встает задача активно сохранять и развивать русскую культуру, знакомить с ней мировое сообщество, с одной стороны, и стремиться к увеличению степени культурной интеграции в мировое сообщество — с другой. Совершенствование отечественной экранной культуры может сыграть в этих процессах существенную позитивную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2009-2010 Все права защищены.         

Сайт создан в системе uCoz