6.1.
Специфика культуры постиндустриального общества
Термин «постиндустриальное общество» был введен Д. Беллом в его
технократической утопии «Приход постиндустриального общества.
Авантюра в социальном предсказании» (1973). В концепциях
постиндустриального общества выделяются два варианта.
¨ Европейский, радикальный вариант развития постиндустриального
общества (А. Турен, Ж. Фурастье) отличается высокой теоретичностью,
интересом к социокультурной проблематике. Турен рассматривает
постиндустриальное общество как определяемое не столько
экономическими, сколько социокультурными факторами - субъект-субъектной коммуникацией, освобожденностью от идеологической
интерпретации социальных действий.
¨ Американский, либеральный вариант постиндустриализма (Д. К.
Гэлбрейт, К. Боулдинг, Г. Кан, Э. Тоффлер, З. Бжезинский) отличается
преобладанием прикладных исследований и созданием моделей развития
таких социально-политических структур, как власть, война, институты
управления, семья, массовые коммуникации (Гудзоновский институт
долгосрочного социального прогнозирования).
Д. Белл выделил основные черты постиндустриального общества:
1. В экономическом секторе: переход от производства товаров к
расширению сферы услуг.
2. В структуре занятости: доминирование профессионального и
технического класса.
3. Осевой принцип общества: центральное место теоретических знаний
как источника нововведений и формулирования политики.
4. Будущая ориентация: особая роль технологии и технологических
оценок.
5. Принятие решений: создание новой «интеллектуальной технологии».
6. Особенности культуры: культура («сфера ощущений, эмоций и
нравственности, а также интеллекта, стремящегося упорядочить эти
чувства») приобретает все более автономный характер, инициируя
перемены опосредованно связанные с экономическими и социальными
процессами. Дальнейшая автономизация культуры может привести к
утрате чувства реальности, нарушению социальных ориентиров, к утрате
чувства сопричастности с себе подобными.