5.2. Культура эпохи барокко
Эпоха барокко была порождена эпохой
опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной
разобщенности, когда идеалы Высокого Возрождения, не найдя опоры и
подтверждения в жизни, постепенно начали трансформироваться в
противоположные явления: величие вырождается в гигантизм, а
торжество личности - в индивидуализм (именно к этому периоду
Позднего Возрождения относится знаменитая сцена Страшного суда
Микеланджело, проникнутая отчаянием и неверием в возрождение
человека и его идеалов и иллюстрирующая крах и разрушение всего
живого).
У художников барокко сомнение в
ценности жизни, являющееся у гуманистов Возрождения одним из
моментов веры в ее позитивное содержание, перерастает в концепцию
бессмысленности человеческого существования, что, в частности,
иллюстрируют две работы Высокого Возрождения и барокко: «Святой
Себастьян» Перуджино (1493-1494) и «Святой Себастьян» Тициана
(1570). Таким образом, эстетические позиции Возрождения и барокко
противоположны:
¨ уверенность в безграничности возможностей человека сменяется
скепсисом,
¨ вера в необходимость борьбы со злом - утверждением тщетности
этого,
¨ прославление мудрости жизни - провозглашением отсутствия всякого
смысла жизни,
¨ преклонение перед величием духа и красотой - изображением ужасных
страданий человека, преувеличенных и доведенных до предела
экспрессии.
Характерными чертами таких
произведений становятся монументальность, избыточность декора и
неконструктивных элементов, вычурность художественного мышления,
усложненность формы («барокко» в переводе с португальского означает
«жемчужина неправильной формы»).
Художники барокко не принимают
ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они считают, что
страсти должны быть подчинены велениям разума. Распространенными
темами барокко являются физические и нравственные страдания
человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые персонажи
барокко - экзальтированные мученики, погибающие или обреченные
герои, разочарованные люди. Наряду с этим получают распространение
сюжеты светской жизни. Возрождение восхищается человеком и его
бытием, барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как
театр.
Барочное мироощущение антиномично. В
нем находит место вера и скепсис, рассудочность и мистические
образы, индивидуализм и мотивы социального единения, эстетическое
равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного,
трагического и комического: произвольное слияние античной мифологии
и христианской символики.
Внутри барокко различаются течения и школы:
1) маньеризм (Италия);
2) гонгоризм (Испания);
3) прециозная литература (Франция);
4) метафизическая школа (Англия);
5) вторая Силезская школа (Германия).