.

 

 

 

 

 

5.2. Культура эпохи барокко


        Эпоха барокко была порождена эпохой опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности, когда идеалы Высокого Возрождения, не найдя опоры и подтверждения в жизни, постепенно начали трансформироваться в противоположные явления: величие вырождается в гигантизм, а торжество личности - в индивидуализм (именно к этому периоду Позднего Возрождения относится знаменитая сцена Страшного суда Микеланджело, проникнутая отчаянием и неверием в возрождение человека и его идеалов и иллюстрирующая крах и разрушение всего живого).
        У художников барокко сомнение в ценности жизни, являющееся у гуманистов Возрождения одним из моментов веры в ее позитивное содержание, перерастает в концепцию бессмысленности человеческого существования, что, в частности, иллюстрируют две работы Высокого Возрождения и барокко: «Святой Себастьян» Перуджино (1493-1494) и «Святой Себастьян» Тициана (1570). Таким образом, эстетические позиции Возрождения и барокко противоположны:
¨ уверенность в безграничности возможностей человека сменяется скепсисом,
¨ вера в необходимость борьбы со злом - утверждением тщетности этого,
¨ прославление мудрости жизни - провозглашением отсутствия всякого смысла жизни,
¨ преклонение перед величием духа и красотой - изображением ужасных страданий человека, преувеличенных и доведенных до предела экспрессии.
        Характерными чертами таких произведений становятся монументальность, избыточность декора и неконструктивных элементов, вычурность художественного мышления, усложненность формы («барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы»).
        Художники барокко не принимают ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они считают, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Распространенными темами барокко являются физические и нравственные страдания человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые персонажи барокко - экзальтированные мученики, погибающие или обреченные герои, разочарованные люди. Наряду с этим получают распространение сюжеты светской жизни. Возрождение восхищается человеком и его бытием, барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр.
        Барочное мироощущение антиномично. В нем находит место вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения, эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического: произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.
Внутри барокко различаются течения и школы:
1) маньеризм (Италия);
2) гонгоризм (Испания);
3) прециозная литература (Франция);
4) метафизическая школа (Англия);
5) вторая Силезская школа (Германия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2009-2010 Все права защищены.         

Сайт создан в системе uCoz