.

 

 

 

 

 

1.2. Место культурологии в системе гуманитарного знания

       Сегодня нет единого мнения о том, что такое культурология - совокупность наук или единая наука. Относительно предмета культурологии сегодня можно выделить несколько точек зрения:
1) близкая уровню обыденного понимания, где культурология трактуется как предмет, изучающий «наиболее общие закономерности развития
культуры, принципы ее функционирования»;
2) культурология предстает как совокупность или комплекс наук о культуре;
3) в некоторых концепциях культурология трактуется более узко и рассматривается как теория и история культуры; между тем эта позиция, равно как и предыдущая, может вызывать возражения, так как наличие разных предметов и, соответственно, методов исследования свидетельствует о наличии нескольких наук;
4) аналогичную критику вызывает и восприятие культурологии как философии культуры, так как основным вопросом
философии, в том числе и философии культуры, становится осмысление экзистенциальных проблем человека, находящегося внутри культуры, культурология же предполагает дистанцирование, некое отстранение от изучаемой культуры, что вносит элемент объективности в ее рассмотрение;
5) культурология является своеобразным аналогом культурной антропологии, в качестве составных элементов включающей археологию, этнологию, лингвистику.
       Поэтому задача исследователя - рассмотреть науки, занимающиеся изучением культуры, и доказать специфику культурологии и ее отличие от иных наук о культуре.

Культурология и философия культуры
       Известный отечественный философ В. М. Межуев считает, что философия культуры и культурология соотносятся так же, как философия и наука в целом. Впервые этот вопрос был поставлен в трудах немецких культурфилософов и американских культурантропологов, которые противопоставили философскому воззрению на культуру ее научное изучение. Несмотря на то что наука и философия сформировались в Античности из единого основания и вместе пытались осмыслить окружающий человека мир в его целостности, тем не менее они различным образом реагируют на свою связь с культурой. Различия между наукой и философией можно обобщить
в табл. 1.1.

Культурная антропология и культурология
       Термин «культурология» был введен в научный обиход еще в первой половине XIX в. немецким физико-химиком, натурфилософом и науковедом, лауреатом Нобелевской премии Вильгельмом Фридрихом Оствальдом. Однако широкое применение этот термин получил после выхода в свет основного произведения американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975) «Наука о культуре» (1949), который предложил следующее определение культурологии: «Культурология - это часть антропологии, которая рассматривает культуру (институты, технологии, идеологии) как обособленный класс феноменов, организованных согласно своим собственным принципам и действующих согласно собственным законам. Культурный процесс признается самостоятельным и самодетерминированным. Различия в культуре объясняются посредством культурологических, а не только биологических или психологических понятий». Несмотря на то, что термин был предложен и обоснован американским ученым, он получил распространение в России, на Западе же сходными проблемами занимается культурная антропология.
       Культурная антропология изучает эволюционные механизмы развития культуры: возникновение языков, функционирование текстов, материальных культур, продуктов духовной деятельности. В центре ее интересов - архаические культуры и их аспекты функционирования - материальная культура, обычаи и обряды, табу, фольклор, одежда, способы приготовления пищи, способы охоты и рыболовства, социальная структура, формы брака, формы воспитания. Поэтому в качестве своих структурных элементов культурная антропология включает археологию, этнологию, лингвистику и отвечает на вопросы о том, как возникает культура, как входит в мир культуры человек, как он начинает жить в соответствии с установками, передающимися из поколения в поколение, как возникают такие формы культуры, как искусство, наука, мифология, как взаимодействуют между собой различные культуры. Эти вопросы исследовал американский культурантрополог, профессор Колумбийского университета Джеймс Керн Фейблман, который обосновал их в книге «Теория человеческой культуры» (1946).
       Однако культурная антропология носит по преимуществу практический характер и трудно совмещается с теоретическим знанием, накопленным философской мыслью. Эта наука не обращается к проблемам кризиса культуры, генезиса культур, взаимосвязи культуры и религии, культуры и науки, культуры и природы, культуры и техники и многим другим, которые и составляют ее предметное поле. Это позволяет сделать вывод о том, что культурная антропология и культурология являются разными науками о культуре.


Культурология, история и социология культуры
       В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры. Социологию интересуют различные культуры или субкультуры, образуемые определенными сообществами для выделения собственного культурного пространства, отличного от других, которые все вместе создают культуру определенной эпохи. Культурология же акцентирует внимание на вопросах, связанных с функционированием культуры как целого. Она выясняет, в чем состоит общность и отличие отечественной и европейской культуры, можно ли говорить о сущестовании мировой цивилизации, каковы ценности в каждой из культур и есть ли общекультурные или базовые ценности, каким образом они отражаются в культурых универсалиях.
       Таким образом, можно заключить, что предмет и проблемное поле культурологии, по сравнению с историей культуры и социологией, является специфичным.


 

НАЗАД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2009-2010 Все права защищены.         

Сайт создан в системе uCoz