1.3.
Культура: определение, культурологические концепции
Споры о том, что
такое культура, продолжаются со времен Античности. Сам термин
«культура» имеет латинское происхождение и первоначально
употреблялся в агротехнике, означая возделывание почвы. По
отношению к человеку он впервые был употреблен древнеримским
мыслителем и оратором Цицероном в «Тускуланских беседах» (45 г.
до н. э.) и означал возделывание, взращивание человеческого
духа. Цицерон воспринимал культуру как благотворную силу,
возвышающую человека над природой.
К настоящему времени в философии, культурологии,
социологии,
антропологии выработаны определения культуры, которых
насчитывается более пятисот. Одни видят в культуре наиболее
оптимальное средство адаптации индивида к условиям его
существования в данном конкретно-историческом контексте, другие
определяют данное понятие как совокупность материальных и
духовных ценностей, произведенных человеком, третьи под
культурой понимают исключительно духовную жизнь субъекта.
Некоторые, выдвигая на первый план роль креативного начала,
воспринимают культуру как процесс творческой деятельности
человека и общества. Еще одна группа ученых рассматривает
культуру как форму исторической жизни.
Среди данных подходов к определению культуры и концепций
культуры можно выделить следующие: деятельностную, историческую,
социологическую, аксиологическую, семиотическую, игровую,
символическую, этическую и некоторые иные.
¨ Теоретическая разработка проблем культуры началась во второй
половине XVIII в.в ситуации бурного развития
науки и техники,
вызревания революционных событий и связана с деятельностью Дж.
Вико, Руссо, Вольтера, Гердера. Пристальное внимание к различным
аспектам культуры - политике, экономике, морали,
искусству -
было определено тем, что просветители пытались по-новому
осмыслить действительность исходя из рациональных представлений
о мире. В этих представлениях ведущим был натуралистический
подход, где культура выступала средством осуществления
господства над природой.
¨ Представитель немецкого Просвещения И. С. Гердер понимал
культуру как явление историческое, изменяющееся и развивающееся
вместе с трансформацией человеческого общества и выступающее в
качестве результата деятельности людей. Историческая концепция
культуры, основы которой были заложены в трудах Гердера,
Гумбольдта, Канта, нашла последовательное развитие в работах
немецкого историка культуры и философии О. Шпенглера и
английского историка и социолога А. Д. Тойнби. О. Шпенглер в
труде «Закат Европы» представляет историю как смену культур,
которые он рассматривает как организмы, имеющие определенный
срок развития (примерно 1000 лет), и его цикл, где на стадии
умирания культура перерождается в цивилизацию, - «голый
техницизм». Тойнби в 12-томном «Постижении истории» сначала
рассматривал историю как развитие локальных цивилизаций,
автономных друг от друга, но проходящих общий путь развития от
подъема к надлому, распаду и гибели. Однако позже он пересмотрел
свои взгляды и стал воспринимать все культуры, связанные с
мировыми религиями, как составляющие единой человеческой
истории, движущейся к созданию единой общечеловеческой культуры.
¨ В этической концепции критерием развития культуры становится
уровень гуманизма, достигнутый обществом (И. Кант, А. Швейцер,
М. Ганди). В концепции культуры И. Канта ведущим становится
видение в качестве ведущих элементов культуры не только истин,
добра и красоты, но - главное - морали и нравственности: «Две
вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением
и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,
это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне» (Кант
И. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 270). Кант видел именно в
культуре цель человеческого бытия и способ уйти от «животного»
состояния к нравственному развитию, который философ называл
«категорическим императивом».
¨ В эпоху романтизма в понятие культуры вкладывается, прежде
всего, эстетическая составляющая, которая главенствует и над
наукой, и над моралью. В работе немецкого философа Ф. В.
Шеллинга «Философия искусства» именно искусство, которое, в
отличие от философии и науки, объединяет людей различных
взглядов, мыслилось фундаментом культуры.
¨ Но несмотря на различие представлений о культуре в эпохи
Просвещения и романтизма, ведущим в этих концепциях оставалось
восприятие культуры как духовного образования. В работе же
американского этнографа Л. Г. Моргана «Древнее общество»
акцентировалась, прежде всего, материальная составляющая
культуры как основа совершенствования человеческого рода.
История человечества, по Моргану, включает периоды «дикости»,
«варварства» и «цивилизации». Материалистическое понимание
истории культуры содержится и в марксистской концепции К. Маркса
и Ф. Энгельса. Здесь материальное производство и материальная
культура рассматриваются как определяющие по отношению к
духовной ее составляющей и обеспечивающие прогрессивное развитие
общества.
¨ Основоположником эволюционной концепции культуры явился
английский этнограф Э. Б. Тайлор, который считал, что культура
(он ее отождествлял с цивилизацией) - это постепенное развитие
материальных и духовных ценностей от менее совершенных к более
совершенным. Взгляды Тайлора развил представитель
неоэволюционистской концепции американский культурантрополог
Лесли Уайт.
¨ Представители социологической концепции (М. Вебер, А. Вебер,
Э. Дюркгейм, К. Манхейм, П. Сорокин) пытались осознать сущность
культуры через общество, его социальную структуру и социальные
институты. М. Вебер считал, что тип культуры и тип социальной
системы тесно связан с социокультурными факторами, и прежде
всего - с религией и ценностями, которые она провозглашает. Так,
говоря о влиянии протестантизма на развитие капиталистического
общества, Вебер акцентирует особое отношение к труду,
выработанное этикой протестантизма, который перестал
рассматриваться как наказание Божье, а стал выступать как
угодное Богу. П. Сорокин воспринимал культуру как ценностную
систему, определяющую вектор общественного развития. Исходя из
наличия ценностей, философ выделял идеациональную,
идеалистическую и чувственную культуры.
¨ В основе психоаналитического подхода, представленного работами
австрийского психолога, невропатолога, психиатра и культуролога
З. Фрейда, лежит восприятие культуры как результата сублимации
влечений. Фрейд, исходя из биологических потребностей людей,
считал, что культура может подавлять природные инстинкты
человека и становиться источником его агрессии. В концепции
культурных архетипов К. Юнга утверждается, что поступки человека
как культурного существа детерминируются не только
индивидуальным сознанием и подсознанием, но и коллективным
бессознательным, отражающимся в архетипах. Это глубинные
установки «коллективного бессознательного», почти не поддающиеся
изменению. Когда возникает ситуация, соответствующая
определенному архетипу, он активизируется и определяет
человеческую активность.
¨ В символической концепции культура выступает в качестве
искусственного мира, созданного людьми и выраженного
определенными символами, а человек - «животного, создающего
символы» (Э. Кассирер). Современные исследователи знаковых
систем различают три типа знаков:
1) знаки-обозначения (служат основанием языка),
2) знаки-модели (тождественны по определенным параметрам
объектам: наскальный рисунок = охота),
3) знаки-символы (могут замещать другие знаки): кровь Христа -
символ искупительной жертвы, вино - символ крови Христовой,
виноградная лоза - символ вина, отсюда - виноградная лоза как
символ искупления.
Таким образом, чтобы изучить культуру, нужно изучить ее символы,
поскольку символ - средство реализации ценностей и смыслов
культуры.
¨ В игровых концепциях культура понимается как свободная,
творческая, неутилитарная, близкая игровой деятельность (Й.
Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе, Э. Берн). В книге Й.
Хейзинги «Homo ludens» - «Человек играющий» - культура
понимается как развивающаяся в игре: культ перерос в священную
игру, поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым
формам, музыка и танец - сплошная игра, право выделилось из
обычаев социальной игры, на игровых формах базировались
улаживание споров с помощью оружия и условности
аристократической жизни. Однако в современной культуре Хейзинга
видит убывание игрового элемента и для обозначения этого
процесса вводит термин «пуэлиризм» - путаница игры и серьезного.
Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг,
жизнь, и наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный
характер (к примеру, политические речи лидеров Хейзинга
оценивает как злое озорничанье).
¨ Аксиологическая концепция представляет культуру как
определенную систему ценностей (ее основоположники -
неокантианцы Баденской школы В. Виндельбанд («Прелюдия») и Г.
Риккерт («Науки о природе и науки о культуре»), а мир человека -
как совокупность различных видов ценностей:
- предметных ценностей;
- ценностей-идеалов;
- ценностей как вида норм, традиций, запретов, создаваемых
культурой;
- ценностей-знаний.
Под ценностями здесь понимаются общепринятые и разделяемые в
обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны
стремиться, и основных средств их достижения.
Здесь необходимо учитывать, что сущность ценностей - в их
значимости, а не их фактичности, так как мир ценностей не
совпадает ни с миром вещей (не все они обладают ценностью), ни с
актом оценки (могут существовать как объективно данные). Поэтому
в рамках данной системы представлений история может
рассматриваться, с одной стороны, как реализация системы «вечных
ценностей», с другой - как последовательная смена одного типа
ценностей другим (например, трансцендентно ориентированных -
светскими, а безусловных - условными).
¨ В деятельностной концепции, получившей разработку в трудах В.
Межуева, Н. Злобина, Э. Маркаряна, культура рассматривается как
многообразие предметной деятельности, в которой человек находит
и творит себя как мыслящего, разумного субъекта.
¨ В семиотической концепции, нашедшей обоснование в работах Ю.
Лотмана, Ю. Успенского, Р. Барта, разнообразие культур
рассматривается как разнообразие знаковых систем. Лотман
трактовал культуру как открытую знаковую систему со структурно
определенным центром и более размытой периферией. Чтобы
расшифровывать культуры, необходимо знание их кодов, одним из
которых является язык. Здесь необходимо обозначить разницу между
знаком и символом, первый из которых является однозначным,
второй - многозначным. К примеру, когда Ролан Барт в книге
«Мифологии» пишет эссе «Бифштекс и картошка», он однозначно
определяет эти блюда в качестве национальных, «пищевых» знаков «французскости».
¨ В рамках русской религиозной философии была создана
оригинальная концепция культуры. Так, Н. А. Бердяев считал, что
культура связана с культом, она сохраняет все, что было создано
предыдущими поколениями, и обеспечивает преемственность в
обществе. В культуре, по мнению Бердяева, происходит борьба
вечности со временем, сопротивление разрушительной власти
времени, культура борется со смертью, но не может победить ее
реально. Только культура, в которой есть религиозная глубина,
всегда стремится к воскрешению. Культура выступает как
образование, которое может противостоять цивилизации,
порабощающей человека.
Противопоставление культуры и цивилизации содержится и в работах
И. Ильина. Культура, по мнению автора, выступает как явление
внутреннее и органическое, захватывающее саму глубину
человеческой души. Цивилизация же может усваиваться поверхностно
и не требует всей полноты душевного участия. Поэтому народ может
иметь культуру древнюю и утонченную, но в вопросах внешней
цивилизации (одежда, жилище, промышленное развитие) являть
картину отсталости и первобытности. И наоборот: народ может
стоять на последних рубежах науки и техники, но в вопросах
духовной культуры переживать эпоху упадка.
¨ В разработку проблем культуры весомый вклад внесли и вносят
ученые советского и постсоветского периода: А. И. Арнольдов, Э.
А. Баллер, Е. В. Боголюбова, В. Е. Давидович, В. В. Журавлев, Н.
С. Злобин, Г. С. Кнабе, М. С. Каган, Л. Н. Коган, И. В.
Кондаков, Т. А. Кудрина, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, В. М.
Розин, А. Я. Флиер, А. И. Шендрик и многие другие.
Многообразие трактовок понятия «культура», а также его
фундаментальная теоретическая значимость (и сложность) для
современной отечественной науки, по мнению видного
отечественного философа В. М. Межуева, обусловлены глобальностью
и многогранностью самой проблемы культуры в ситуациях и
обстоятельствах XX столетия1. Но есть нечто, объединяющее
различные подходы к трактовке понятия и заложенное в самом
термине cultura (в переводе с латинского означающего
возделывание, обработка, уход, улучшение), что в отличие от
противоположного понятия natura (природа) означает нечто
созданное, внеприродное. Отсюда - восприятие мира культуры не в
качестве стихийного образования, а как результата
целенаправленных усилий самих людей по совершенствованию и
преобразованию того, что дано человеку природой. Культура,
порожденная стремлением человека искать смысл жизни и
деятельности, изначально связана с человеком и вне связи с ним
не существует. В этом - феномен культуры как социального
явления.
Таким образом, культура - это определенный способ организации
человеческой деятельности, представленный системой материальных
и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс
самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и
общества в различных сферах жизни.