1.3. Возникновение искусства и его
развитие
Первые элементы художественного творчества относятся к Ориньякской и
Солютрейской культуре в древнекаменном
веке (верхний палеолит), 35-20 тыс. лет назад. Это:
¨ отпечатки ладони, зигзаги от пальцев (так называемая меандра);
¨ круглая скульптура из глины, кости, дерева;
¨ «палеолитические Венеры» с подчеркнутыми признаками пола (один из
первых в истории символов);
¨ контурные изображения животных, служащих объектом охоты (часто -
пронзенные нарисованными стрелами), выполненные с помощью резца, а
также охрой, мергалем или сажей. Многие ученые считают прототипом
этих изображений обведенные контуром тени, отбрасываемой человеком
или животным и используемые затем в ритуальных действиях (эта точка
зрения отнюдь не нова - аналогичное суждение высказывает Леонардо да
Винчи в своей «Книге о живописи», где говорится, что первая картина
могла состоять из одной-единственной линии, которая окружала тень
человека, отброшенную солнцем на стену).
Своего расцвета живопись в
первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20-10 тыс. лет
назад). Суровый климат в условиях нового наступления ледника.
Многоцветные росписи с фигурами бизонов, оленей, мамонтов и других
животных сохранились в пещерах Франции, Италии, Испании, России.
Наиболее знаменитыми из них являются рисунки из пещер Альтамира,
Ласко, Монтеспан, где мощные, монолитные фигуры бизонов переданы
экономными, смелыми сочетаниями цветовых пятен и штрихов. Эти
эмоциональные художественные образы помогали первобытному человеку
лучше ориентироваться в окружающем и часто враждебном мире, глубже
познавать его.
Для искусства
этого периода характерен богатый символизм: круг (колесо, веретено,
свастика) как символ бесконечности жизненных циклов воплощается в
числе «3» (так обозначалось небо), крест (квадрат) символ
конечности, завершенности, совершенства (так древние представляли
землю), спираль, меандр. Однако для изобразительного искусства этой
эпохи было недоступно ощущение композиции и соотнесенности различных
ее элементов. Подобное понимание отчасти формируется в последующую
эпоху вместе с появлением многофигурных композиций, часто
объединенных сюжетом на тему охоты. В это время реалистическое
изображение животных заменяется схематическим, чаще появляются
условные изображения людей. Этот отход от первобытного
реализма объясняется стремлением к
осмыслению собственного места человека в мире, и для воплощения этой
философской проблемы искусство находит новые выразительные средства.
В этот период охота и кочевой образ жизни сменяется оседлым
существованием, и стилем новой эпохи становится орнамент на
керамике, т. е., в отличие от чисто мужского стиля предыдущих эпох,
это искусство женщины.
Искусство первобытной эпохи - не
только изобразительное, но и прикладное (украшения, утварь, оружие),
музыка, пантомима, танец, устное народное творчество, фольклор,
мифология.