.

 

 

 

 

 

 Культура Древнего Египта


Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева, острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.
Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.
Древнеегипетская мумия
Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2009-2010 Все права защищены.         

Сайт создан в системе uCoz