Культура
Древнего Египта
Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший
Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его
своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей
истории экономическое и культурное процветание древнего Египта
основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой
ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась
мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались
вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев,
появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер
урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком
маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать
причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою
страну «Черной землей», плодоносная илистая почва которой
контрастировала с цветом «Красной земли» — бесплодной пустыни,
охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Климат и географическое положение нильской долины глубоко влияли на
развитие египетской архитектуры; храмы и гробницы возводились из
разных сортов камня, которыми была богата страна, в то время как
жилые постройки строились из недолговечного кирпича-сырца и дерева,
острый недостаток в котором Египет восполнял за счет Финикии (и
войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от
практически полностью исчезнувших городов, являются основными
археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и,
по возможности, мышление древних египтян.
Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его
культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к
чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники
западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в
символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего
гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3
тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов
древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался
гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был
ответственным за благосостояние государства и за правильное
отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни
с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.
Древнеегипетская мумия
Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей
древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей
египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым
требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни.
Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми
помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать
умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной
маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько
гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения
и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от
социального и имущественного положения покойного.