3.2. Элитарная культура: сущность,
особенности
Элитарная
культура -
это высокая культура, массовой культуре противопоставляемая не по
характеру социального содержания, не по особенностям отображения
действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание,
сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал - формирование
сознания,
готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в
соответствии с объективными законами действительности. Данное
понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее
осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный,
интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется
более точным и адекватным, чем понимание элитарного как
авангардного.
Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает
именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение
проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры
впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация
искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия»,
«Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии
культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно
способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и
обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе
способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями,
где особые социальные группы - священнослужителей, политиков,
деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных
языки, в том числе латынь и санскрит.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный,
творческий человек, способный к осуществлению сознательной
деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и
рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их
аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные
тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не
снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому
распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной
культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму -
сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим
презентации и выступающие в виде тиражированной продукции,
адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу
функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом
смысле можно говорить о способности формы являться носителем
содержания.
Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно
констатировать различную чувствительность его видов к данному
соотношению. В области музыки форма в полной мере является
содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру,
широко распространенная практика перевода классической музыки в
электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению
целостности произведения. В области изобразительного искусства к
аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в
иной формат - репродукции или цифрового варианта (даже при
стремлении сохранения контекста - в виртуальном музее). Что же
касается литературного произведения, то изменение режима презентации
- в том числе с традиционного книжного на цифровой - не влияет на
его характер, так как формой произведения, структурой являются
закономерности его драматургического построения, а не носитель -
полиграфический или электронный - этой информации. Определять
подобные произведения высокой культуры, изменившие характер
функционирования как массовые позволяет нарушение их целостности,
когда вторичные или, по крайней мере, не основные их составляющие
акцентируются и выступают в качестве ведущих. Изменение аутентичного
формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется
сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном,
адаптированном варианте, а креативные функции сменяются
социализирующими. Это связано с тем, что, в отличие от высокой
культуры, сущность массовой культуры состоит не в творческой
деятельности, не в производстве культурных ценностей, а в
формировании «ценностных ориентаций», соответствующих характеру
господствующих общественных отношений, и выработке стереотипов
массового сознания членов «потребительского общества». Тем не менее
элитарная культура является для массовой своеобразным образцом,
выступая как источник сюжетов, образов, идей, гипотез, адаптируемых
последней к уровню массового сознания.
Таким образом, элитарная культура - это культура привилегированных
групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью,
духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к
избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся
одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и
других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и
последовательно противостоит культуре большинства во всех ее
исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной
культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса,
государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как
единственно способную к сохранению и воспроизводству основных
смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных
особенностей:
¨ сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
¨ способностью формировать сознание, готовое к активной
преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с
объективными законами действительности;
¨ способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и
художественный опыт поколений;
¨ наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и
«высокими»;
¨ жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве
обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
¨ индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев
деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного
сообщества, становящихся тем самым уникальными;
¨ созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики,
требующей от адресата специальной подготовки и необъятного
культурного кругозора;
¨ использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей»
интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное
освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному)
эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности
в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией,
проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
¨ смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью»,
обособленностью от целого национальной культуры, что превращает
элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического
знания, табуированного для остальной массы, а ее носители
превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов,
«служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается
и поэтизируется в элитарной культуре.