3.4. Основные особенности народной
культуры
Народная культура -
это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох
от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой
является народ - коллективная личность, которая означает объединение
всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов
жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней
большое значение принадлежит традиции как способу трансляции
жизненно важной для общества информации.
Специфической особенностью
народной культуры является опора на традицию и настроенность на
воспроизведение принятых образцов жизненной активности - как в
области поведения, так и мышления. Она передается в непосредственном
общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к
поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная
культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных
культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего
стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее
субъектом является народ - коллективная личность, имеющая единую
систему ценностей и единую для всех «жизненную программу
поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено,
здесь личность не выделена из коллектива - отсюда и анонимность,
безличность, отсутствие именного авторства.
Традиционная народная культура выступает как регулятор всех аспектов
жизнедеятельности общины, определяя уклад жизни общины и специфику
социальных взаимоотношений ее членов, формы хозяйственной
деятельности, обычаи, обряды, тип семейных отношений, особенности
воспитания детей, характер жилища, освоение окружающего
пространства, тип одежды, питания, отношения с
природой, миром,
предания, верования, поверья, знания, язык, фольклор как
знаково-символическое выражение традиции, - все эти проявления.
Исследователь народной культуры Н. Г. Михайлова отмечает, что в
настоящее время основной чертой народной культуры является ее внепрофессиональный статус и неспециализированный характер
культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня
мастерства, умения, знания, в основе которых лежит свободное
владение традицией.
В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями
народная культура естественным образом утрачивает свое значение, ее
формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая
культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором».
Между тем, рассматривая данный вопрос, большинство исследователей
склоняется к выводу о том, что «подлинно народная культура не имеет
ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по
своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной
культуре».
Аргументом в пользу этого заключения служит, во-первых, различие
народной и массовой культуры в отношении к традиции, где одна имеет
«древние корни, уходящие в глубь веков» и отражает мечты, обычаи,
склад характера того или иного народа, другая меняет вкусы и идеалы
«с головокружительной быстротой в соответствии с
потребностями
моды». Во-вторых, народная культура всегда национальна, тогда как
массовая - «космополитична, рассчитана на любые национальные
характеры и вкусы». Наконец, массовая культура, в отличие от
народной, псевдореалистична, основывается на мифах, иллюзиях,
вымыслах и призывает не к познанию жизни, а бегству от нее.
Если массовая и элитарная культура изучаются в основном социологией,
философией и искусствоведением, то народная культура является
предметом изучения этнологии, культурной антропологии,
фольклористики, этнолингвистики, искусствоведения, истории культуры.